ПРИНЯТО на Педагогическом Совете МБУ ДО «ДШИ № 20»
«05» мая 2023 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ № 20»
____________________ Гусаченко О.В.
«05» мая 2023 г. |
Положение
о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся
в Муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования «Детская школа искусств № 20»
1. Общие положения
1.1. Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация являются основной формой контроля учебной работы обучающихся Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 20» пгт. Ижморского (далее - Учреждение) по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств (далее по тексту - образовательные программы в области искусств) и дополнительным общеразвивающим программам.
1.2. Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация обеспечивают оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
– качества реализации образовательного процесса;
– качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
– уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
1.3. Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, при этом формы и периодичность промежуточной аттестации определяются учебным планом по каждой из реализуемых образовательных программ в области искусств.
1.4. Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:
– систематичность;
– учет индивидуальных особенностей обучающихся;
– коллегиальность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
1.5. Текущая аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании четвертей учебного года. Оценка результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется по окончании каждой четверти.
2. Текущий контроль знаний обучающихся
2.1. Текущий контроль знаний обучающихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.
2.2. Текущему контролю знаний подлежат обучающиеся всех классов Учреждения.
2.3. Текущий контроль знаний осуществляется преподавателем, ведущим учебный предмет. Форма текущего контроля знаний определяется с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала, специфика преподаваемого предмета, используемых образовательных технологий.
2.4. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Оценки результатов текущего контроля заносятся в классный журнал.
2.5. Текущий контроль знаний обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
3. Формы проведения и критерии оценок
промежуточной успеваемости
3.1. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок. Промежуточная аттестация проводится согласно утвержденным учебным планам.
3.2. Предусмотрено проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме, установленном федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее – ФГТ).
3.3. Для обучающихся по общеразвивающим программам в области искусств предусмотрены следующие формы промежуточной аттестации;
– экзамен (академический концерт, исполнение концертной программы, письменная работа, устный опрос, тестовые задания);
– контрольный урок;
– зачет (технический зачет);
– прослушивание;
– участие в конкурсах, фестивалях.
3.4. Для обучающихся по программам в области хореографического искусства предусмотрены следующие формы промежуточной аттестации:
– экзамен (отчетный концерт, творческий показ, письменная работа, устный опрос);
– зачет;
– контрольный урок;
– участие в конкурсах, фестивалях.
3.5. Для обучающихся по программам в области изобразительного искусства предусмотрены следующие формы промежуточной аттестации:
– экзамен (просмотр, выставка, творческий показ, письменная работа, устный опрос, тестовые задания);
– зачет;
– контрольный урок;
– участие в конкурсах, фестивалях.
3.6. Зачеты проводятся в течение учебного года. Зачеты могут быть недифференцированные и дифференцированные с методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачет может проводиться в виде академического концерта. Итоговый зачет по учебному предмету проводится с применением дифференцированных оценок.
3.7. Академические концерты проходят в виде публичного исполнения учебной программы в присутствии комиссии и носят открытый характер (возможно присутствие родителей, учащихся, других зрителей).
3.8. Контрольные, письменные работы и устные опросы проводятся с целью выявления уровня освоения теоретических предметов с предварительным обсуждением тем и вопросов.
3.9. Промежуточная аттестация по коллективным формам музицирования (хор, оркестр, ансамбль) проводится в концертной форме (исполнение концертной программы).
4. Организация проведения промежуточной аттестации
4.1. По каждому учебному предмету обязательной и вариативной части учебного плана предусмотрена та или иная форма промежуточной аттестации.
4.2. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце четвертей или учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
4.3. Графики проведения, формы и виды промежуточной аттестации составляются заместителем директора по учебной работе и утверждаются директором Учреждения, доводятся до сведения преподавателей, обучающихся, родителей и вывешиваются на информационном стенде. Сроки проведения всех форм аттестации могут быть скорректированы в течение года.
4.4. При составлении графика промежуточной аттестации учитывается, что в день проводится только один экзамен (зачет). Между экзаменами (зачетами) должно пойти не менее двух дней (исключая выходные дни). Повторная промежуточная аттестация по учебному предмету (при получении неудовлетворительной отметки или неявки по уважительной причине) проводится в течение недели.
4.5. Списки экзаменационных комиссий, проводящих промежуточную аттестацию, даты проведения утверждаются директором Учреждения.
4.6. Экзаменационная комиссия для проведения промежуточной аттестации состоит не менее, чем из двух преподавателей; возможно также присутствие представителя администрации Учреждения или учредителя.
4.7. По итогам проведения промежуточной аттестации экзаменационной комиссией фиксируются оценки для выставления в соответствующей документации. Результаты промежуточной аттестации обсуждаются на Педагогических советах.
4.8. Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации обучающихся разрабатываются Учреждением самостоятельно на основании ФГТ. Для аттестации обучающихся Методическим советом разрабатываются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные обучающимися знания, умения и навыки.
4.9. Оценки при любых формах проведения промежуточной аттестации (кроме не дифференцированных зачетов) выставляются по пятибалльной системе. Эти отметки учитываются при выставлении годовых отметок.
4.10. Оценки обучающихся по всем видам контрольных мероприятий фиксируются в соответствующей учебной документации (журнал учета успеваемости и посещаемости, индивидуальный план, дневник обучающегося, общешкольная ведомость).
4.11. Четвертные оценки выставляются по результатам текущего контроля успеваемости в течение четверти (среднеарифметический балл), если обучающийся посетил не менее 50% учебных занятий. Вопрос об аттестации обучающегося, пропустивших более 50 % занятий, выносится на рассмотрение Педагогического совета Учреждения.
4.12. Годовая оценка выставляется на основании:
– четвертных оценок;
– оценки за выступление на итоговом зачете (экзамене, контрольном уроке);
– совокупности результатов по всем формам промежуточной аттестации в течение года.
4.13. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс.
4.14. От промежуточной аттестации могут быть освобождены обучающиеся:
– призеры областных, региональных и других конкурсов и олимпиад;
– прошедшие или направляющиеся на санаторное лечение в течение текущего учебного года.
5. Подготовка и проведение зачета и контрольного урока
по учебным предметам
5.1. Условия, процедура подготовки и проведения зачета и контрольного урока по учебным предметам в рамках промежуточной аттестации и их содержание определяются Учреждением.
5.2. Зачет и контрольный урок проводятся в конце четвертей (полугодий) в счет объема времени, отводимого на изучение учебных предметов.
5.3. При проведении недифференцированного зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в соответствующей учебной документации словом «зачет» («незачет»).
5.4. При проведении дифференцированного зачета и контрольного урока качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
6. Подготовка и проведение экзамена по учебному предмету
6.1. Экзамены проводятся в период промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На каждую промежуточную (экзаменационную) аттестацию составляется утверждаемое директором расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не менее чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.
6.2. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.
6.3. Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень составляются на основе программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные разделы, темы, или те или иные требования к уровню навыков и умений обучающегося. Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень должны полно отражать объем проверяемых теоретических знаний, практических умений и навыков. Содержание экзаменационных материалов и/или репертуарные перечни разрабатываются преподавателем соответствующего учебного предмета, обсуждаются на заседаниях Методического совета и утверждаются заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.
6.4. При проведении экзамена по теоретическим или историческим учебным предметам могут быть применены вопросы, практические задания, тестовые задания. При этом формулировки вопросов и тестовых заданий должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. До экзамена содержание экзаменационных заданий обучающимся не сообщается.
6.5. В начале соответствующего учебного полугодия обучающимся сообщается вид проведения экзамена по учебному предмету.
6.6. Основные условия подготовки к экзамену:
6.6.1. Учреждение определяет перечень учебно-методических материалов, нотных изданий, наглядных пособий, материалов справочного характера и др., которые рекомендованы Методическим советом к использованию на экзамене.
6.6.2. К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:
- репертуарные списки;
- экзаменационные билеты;
- практические задания;
- наглядные пособия, материалы справочного характера;
- экзаменационная ведомость.
6.6.3. На выполнение задания по билетам обучающимся отводится заранее запланированный объем времени (по теоретическим и историческим учебным предметам - не более одного академического часа).
6.7. Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:
- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;
- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- оценить обоснованность изложения ответа.
6.8. Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
6.9. Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).
7. Порядок ликвидации академической задолженности
7.1. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
7.2. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
7.3. Приказом директора Учреждения назначается дата пересдачи экзамена, которая в трехдневный срок доводится до сведения обучающегося и его родителей (законных представителей), состав экзаменационной комиссии.
7.4. Сроки пересдачи могут быть перенесены на осень следующего учебного года.
7.5. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года. Учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
7.6. Обучающиеся, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, а также условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) переводятся на другую, реализующуюся в Учреждении образовательную программу, либо по решению Педагогического совета переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.